125 лет — от Горловского к Копейскому машиностроительному (история завода им. С.М. Кирова, эвакуированного в Копейск в годы войны)

В июне 1895 года по инициативе русского инженера-геолога, исследователя угольных месторождений Донбасса и Кавказа Петра Николаевича Горлова, Бельгийское акционерное общество приступило к строительству Горловского машиностроительного завода, ставшего прообразом Копейского машиностроительного.

Пётр Николаевич Горлов
Пётр Николаевич Горлов

Подходящая площадка была выбрана возле одной из крупнейших в то время в Донбассе шахты «Корсунская копь № 1» (в настоящее время – шахта «Кочегарка»). Вскоре завод выдал первую продукцию: паровые котлы, углеподъемные машины, шахтные вентиляторы, воздуходувные машины и другое оборудование.

Шахта "Корсунская копь № 1», 1939 год
Шахта «Корсунская копь № 1», 1939 год

В октябре 1917 года завод был объявлен достоянием государства. Избрано рабочее правление.

28 июня 1923 года после Гражданской войны и разрухи трудящиеся предприятия выпустили первый водоотливный насос типа «Броун Бовери» производительностью 100 кубометров в час.

5 ноября 1928 года выпущена первая советская врубовая машина ДТ-1 (Донецкая тяжелая).

Горловский машиностроительный завод им. С.М. Кирова
Горловский машиностроительный завод им. С.М. Кирова

В апреле 1933 года изготовлен опытный образец комбайна Бахмутского.

В декабре 1934 года – начало серийного выпуска новых врубовых машин ГТК-3 (Горловская тяжелая канатная).

3 января 1935 года заводу присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.

7 июня 1939 года на заводской площади торжественно открыт памятник С.М. Кирову.

Горловский машиностроительный завод им. С.М. Кирова
Горловский машиностроительный завод им. С.М. Кирова

11 октября 1941 года протяжный гудок оповестил о том, что завод встал. Едва затих гудок, как замерли станки, застыли краны, был погашен огонь в конверторах. Воцарилась гнетущая тишина. В тот же день на подъездные пути был подан эшелон платформ и теплушек. Началась погрузка оборудования.

В начале ноября 1941 года директор Копейского рудоремонтного завода (КРРЗ), основанного в 1936 году К.М. Крылов и главный инженер Н.П. Полежаев принимали первый эшелон с оборудованием и людьми из г. Горловки (Украина), который прибыл на станцию Серго-Уфалейская г. Копейска. Оборудование – 750 единиц – разместили на территории Копейского рудоремонтного завода, который располагался на ул. Борьбы, 22. Помимо станков в город прибыли около 1000 работников Горловского машиностроительного завода им. С.М. Кирова с семьями.

Копейский рудоремонтный завод
Копейский рудоремонтный завод

28 ноября 1941 года наркомом угольной промышленности СССР В.В. Вахрушевым был подписан приказ № 304: «Копейский рудоремонтный завод комбината «Уралуголь» именовать «Государственный Союзный машиностроительный завод имени С.М. Кирова в городе Копейске», передав его из комбината «Уралуголь» в ведение Главуглемаша. Назначить Катеринича Ивана Трофимовича директором машиностроительного завода имени С.М. Кирова в г. Копейске».

Свою трудовую биографию на уральской земле завод начал с выпуска оборонной продукции. В середине 1942 года принял на ремонт первые горные машины. Затем приступил к изготовлению насосов, осевых вентиляторов, врубовых машин ГТК-3.

Испытание комбайна Абакумова, 1940-е гг.
Испытание комбайна Абакумова, 1940-е гг.

В 1943 году конструкторы завода создали новую врубовую машину КМП-43 (Копейская мощная пульсирующая).

В связи с освобождением Донбасса от немецко-фашистских захватчиков директор завода И.Т. Катеринич был направлен в Горловку для восстановления эвакуированного ранее предприятия. Новым директором завода в Копейске назначен И.А. Элькинд.

В декабре 1944 года Копейский машиностроительный завод выпустил 1000-ую модернизированную врубовую машину ГТК-3М.

В цехе М-1 заканчивается сборка новой врубовой машины КМП-1, 1940-е гг.
В цехе М-1 заканчивается сборка новой врубовой машины КМП-1, 1940-е гг.

В далеком сорок первом году вряд ли жители шахтёрского городка думали о том, что эвакуированный с Украины завод станет когда-нибудь основным предприятием Копейска. Но год от года завод рос и креп, вместе с новыми производствами возродились объекты социальной сферы. И сегодня Копейский машиностроительный завод – одно из самых перспективных и успешно развивающихся предприятий тяжёлого машиностроения России по производству горной техники, представляющее собой уникальный комплекс современных многопрофильных производств.

ОАО "Копейский машиностроительный завод"
ОАО «Копейский машиностроительный завод»

В статье использованы материалы следующих изданий:

«Судьба завода — судьба страны» к 65-летию Копейского машиностроительного завода

Добавить комментарий