2 июля День железнодорожника Рубрика «По страницам летописи Копейска»

День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран – ведет свою историю ещё из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.
День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. Она была выходным днем. С приходом советской власти все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировали. В 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия назначили на 30 число июля месяца, а в 1940 – перенесены на первое воскресенье августа.
С начала XX века празднование проводилось уже на всех железных дорогах страны. Торжества проходили в депо и главных мастерских. Железнодорожные здания украшались флагами, коврами и зеленью. На праздник приглашались чины других ведомств.
История нашего города говорит о том, что раньше на месте нынешнего проспекта Коммунистического проходила железная дорога. Старожилы города помнят название станции, здание которой изображено на снимке: станция Серго-Уфалейская (название связано с Серго-Уфалейскими горными заводами, которые раньше стояли на озере Курлады).
Станция Серго-Уфалейская появилась в 1910-е годы. От неё была проведена железная дорога до разъездов Потанино и Примыканино. В начале 70-х годов прошлого века станцию снесли из-за того, что она «разрезала» город.
На снимке, датированном началом 60-х годов, изображен пешеходный мост через железнодорожные пути. В 1960-е годы мост располагался в одном месте: шёл от улицы Ленина к нынешнему проспекту Славы, а затем, когда железную дорогу убрали, был демонтирован и перенесен на 4-ый участок, где стоит до сих пор.
К северным станциям Козырево, Потанино сходились все железные дороги Копейска. Станция Козырева была построена в 1897 году на линии Челябинск — Курган в 14 верстах восточнее Челябинска, названа по фамилии купца-подрядчика, принимавшего участие в строительстве Западно-сибирской железной дороги.
Железнодорожные станции освещали фонари, которые устанавливали на осветительной опоре. Они предназначались для сигнализации оптического телеграфа, применялись для освещения и обозначения места работ на путях. Для обеспечения безопасности движения на железной дороге также использовались ручные сигнальные фонари, которыми снабжали так называемых ключевых сторожей, в обязанности которых входило зажигать фонари перед проездом каждого поезда. Кроме того, фонарь активно применялся в качестве источника переносного освещения у железнодорожников – дежурных по станциям, стрелочников.
В краеведческом музее храниться керосиновый сигнальный фонарь для подачи цветовых сигналов, красный, желтый, зелёный, а так же для подачи сигналов жестами. Такие фонари выпускались НовоСергиевским заводом, о чем свидетельствует штамп на дверце данного фонаря МПС ЦМВР НСЗ (Министерство путей сообщений Центральных мастерских вагонного ремонта Новосергиевского сигнального завода). Идентифицировать точный год выпуска, который указывался на штампе подобного фонаря не представляется из-за ржавчине, которая присутствует на всей поверхности экспоната. Известно, что в 1959-1962 гг. серийно производятся фонари с поперечной ручкой (как в нашем случае). Такие фонари использовались для подачи сигналов и освещения на железнодорожных путях.
На фонаре вытяжка, сверху которой – большая ручка для переноски фонаря. Линзы массивные. Источником света служила расположенная внутри фонаря керосиновая горелка, но в нашем образце она не сохранилась. На лицевой стороне фонаря установлено прозрачно-белое стекло, которое использовалось как сигнальное и как осветительное. С противоположной стороны фонарь имеет открывающуюся дверку для доступа к керосиновой горелке. На внутренней стороне, которой установлен металлический отполированный вогнутый вовнутрь отражатель Его задача — усиливать свет лампы.
Внутри имеются поворотные диски с цветными стёклами (зелёный, жёлтый, красный, без стекла, без отверстия, для полного перекрытия света). Привод диска — ручка — под стеклом. С помощью такого фонаря сигналы можно было подавать только в одну сторону, и в зависимости от цвета они обозначали, например, остановку, съемную путевую дрезину, зону ограничения скорости и т.д.
.
#kopmuzey #музей #копейскиймузей #ПроектМузейОнлайн #якопейчанин #музейныереликвии #история #копейск #карантин #самоизоляция #оставайтесьдома #челябинскаяобласть #летописькопейска #музейнаяэкспозиция %d0%bf%d0%b5%d1%88%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b4-%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d1%82-%d0%ba-%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80 %d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%be-%d1%83%d1%84%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-1960-1975-%d0%b3%d0%b3 %d1%83%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bc%d1%83%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5 35fnjsjw11q iczdvnzbmrg owgyu4mzmak

 

Добавить комментарий