27 августа — День кино

И пусть Копейск далек от съемочных площадок, у нашего города имеется своя кино-история. Наиболее раннее документальное свидетельство о первых кинопоказах, прошедших в шахтерском поселке Копи, приходится на 1919 год, когда агитпоезд имени Ленина — «Литературно-инструкторский поезд № 1» — прибыл в Челябинск, а затем был направлен к нам, на Копи. Здесь он находился два дня, 26 и 27 октября. Команда агитаторов включила в число проводимых мероприятий и демонстрацию кинофильмов. Это были документальные фильмы антирелигиозной направленности — «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» и «Вскрытие мощей Тихона Задонского». В число демонстрируемых лент вошли и художественные фильмы — «Отец и сын» и «Сказка о рыбаке и рыбке».

Поезд состоял из двенадцати вагонов, в которых разместились небольшая электростанция, клуб, библиотека, радиостанция, типография и кинозал. Желающих приобщиться к самому молодому из искусств было так много, что демонстрация фильмов проводилась под открытым небом. Девять сеансов было адресовано детской аудитории и один — взрослой. Агитаторы вели серьезную борьбу за умы подрастающего поколения.

Через год, 21 ноября 1920 года, всесоюзный староста Михаил Калинин привез с собой из Москвы кино на колесах — это был второй агитпоезд, побывавший на Копях и называвшийся «Октябрьская революция».
Целью визита Михаила Ивановича было решение давно назревших социальных вопросов, а демонстрация кинолент была полезным для советской пропаганды дополнением.

Как и во многих других населенных пунктах, сопоставимых по численности населения с нашим городом, — ближе к тридцатым годам. Киноустановки приобретались прежде всего для рабочих клубов. Говоря о становлении местного кинематографа, непременно следует упомянуть об уникальном человеке, киномеханике Павле Васильевиче Ромове. О нем неоднократно писал «Копейский рабочий». У Ромова всегда находились новые, незаезженные темы для беседы с журналистами, что и неудивительно — Павел Васильевич посвятил горячо любимой профессии шестьдесят пять лет жизни.

В 1922 году, тогда еще совсем юный Павел Ромов, работая учеником слесаря в механических мастерских, на месте которых потом вырос машиностроительный завод им. С.М. Кирова, нашел с товарищами в заброшенном сарае старый передвижной кинопроектор. Часами просиживал он у аппарата, стараясь вернуть его к жизни. И в один из апрельских дней 1922 году внимание горняков г. Копейск, возвращавшихся с работы, привлекли афиши, расклеенные на стенах домов. Объявления приглашали трудящихся в небольшой клуб механического цеха на киносеанс. Вечером в клубе Павел Васильевич показывал шахтерам фильм о гражданской войне. Молодой рабочий всей душой полюбил работу киномеханика. Вскоре комитет комсомола направил Ромова в Свердловск сдавать экзамены, чтобы получить права киномеханика.

В начале ноября 1933 года состоялось официальное открытие Дворца культуры угольщиков, а уже в декабре в нем начал действовать кинотеатр. Ромов оказался способным киномехаником, сам рисовал афиши, перед сеансом играл на скрипке. Дебютной для нового учреждения лентой, которую, демонстрировал землякам Павел Ромов, была драма «Первый взвод», повествующая о событиях Первой мировой войны и войны гражданской.

Павел Васильевич в свободное от основной работы время он преподавал в кружке кинолюбителей при ДК угольщиков. Известно, что за все годы работы он обучил киноделу около пятисот человек. Павел Васильевич постоянно совершенствовал свое мастерство. В 1939 году он получил направление на всесоюзное совещание киномехаников-стахановцев, где его наградили знаком «XX лет кино СССР».

В начале войны он ушел на фронт, но оставил за себя работать целую плеяду своих учеников. Рядовой стрелкового полка Павел ромов в минуты затишья между боями показывал кино. Его скрипка пела о синем платочке, о девушке Катюше, которая ждет любимого. После окончания войны вернулся к профессиональным обязанностям. Павел Ромов способствовал развитию киноискусства в Копейске. Он встречался с руководителями шахт, убеждал их выделить деньги на покупку оборудования для демонстрации фильмов рабочим. В 50-е годы активно способствовал переоснащению всех дворцов культуры и клубов под трансляцию широкоформатных фильмов. Долголетний безупречный труд Павла Васильевича высоко оценен. В 1967 году труд Павла Васильевича был отмечен высокой правительственной наградой — орденом «Знак Почета».
.
#kopmuzey #музей #копейскиймузей #ПроектМузейОнлайн #якопейчанин #музейныереликвии #история #копейск #карантин #самоизоляция #оставайтесьдома #челябинскаяобласть #летописькопейска #музейнаяэкспозиция

photoeditorsdk-export

%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b2

%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b2-%d1%81-%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d0%b8

 

Добавить комментарий